Вернуться на главную страницу

 

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ВОИС)

РУКОВОДСТВО

ПО ФРАНШИЗЕ

Составлено Международным Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности.

 

ЖЕНЕВА

1995

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи с возрастающим значением договоров франшизы (соглашений о предоставлении франшизы) Международное Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в соответствии со своей программой разработало настоящее Руководство. В его подготовке принимали участие следующие эксперты:

— Марк Абель (юрист, Лондон); — Одейн X. Аджумогобиа (юрист, Лаос); — Люелин Ланило (юрист, Манила); — Джорж Мюниз Зичес (юрист, Лима);

— Норма Феликс де Стурла (технический директор, специалист по экономике. Секретариат по промышленности и торговле, Министерство экономики, Буэнос-Айрес);

— Филип Ф. Зейдман (юрист, Вашингтон, Министерство торговли).

Международное Бюро выражает им глубокую благодарность за оказанную помощь.

Февраль 1994 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

А. Краткое пояснение франшизы

В. Примерный договор на франшизу

 

II. СРАВНЕНИЕ ДОГОВОРОВ НА РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ, СТАНДАРТНУЮ ЛИЦЕНЗИЮ И ФРАНШИЗУ

А. Договор на розничную торговлю

В. Договор на стандартную лицензию

С. Договор на франшизу

D. Сравнение типов договоров

  1. Выдача лицензии на использование системы франшизы
  2. Долгосрочные согласованные взаимоотношения
  3. Соблюдение правил, установленных владельцем франшизы

 

III. ТИПЫ ФРАНШИЗЫ

 

IV. СТРУКТУРЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УСЛОВИЙ ФРАНШИЗЫ

А. Прямая франшиза

В. Территориальная франшиза

(1) Договор на развитие франшизы

(2) Основная франшиза

(3) Смешанные структуры

 

V. ТИПОВЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА НА ФРАНШИЗУ

А. Права и обязанности владельца франшизы

(1) Передача лицензии на интеллектуальную собственность — основной элемент договора на франшизу

(2) Передача системы франшизы пользователю франшизы

(а) Инструкция по эксплуатации

(b) Обучение

(с) Содействие в открытии единицы франшизы

(d) Долговременная поддержка

В. Права и обязанности пользователя франшизы

(1) План развития

(2) Уплата взносов

(а) Вступительный взнос

(b) Очередные взносы

(с) Оплата рекламно-пропагандистской деятельности

(d) Оплата специальных услуг

(3) Выполнение требований к контролю качества

(а) Выполнение рекомендаций инструкции по эксплуатации

(b) Обязанность предоставлять возможность инспектирования

(с) Обязанность пользователя франшизы по заказу поставок из согласованного источника

(4) Условие конфиденциальности

С. Различные положения

(1) Исключительное право

(2) Срок действия договора

(3) Положения, касающиеся разрыва договора

(а) Нарушение договора владельцем франшизы

(b) Нарушение договора пользователем франшизы

(4) Права и обязанности сторон по истечении срока действия договора

(5) Передача договора

(а) Продажа франшизы пользователем франшизы

(b) Смерть или недееспособность пользователя франшизы

(6) Продление срока действия договора

VI. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ФРАНШИЗЕ

А. Владелец франшизы

В. Пользователь франшизы

С. Общественная польза франшизы

D. Заключение договора на франшизу

(1) Является ли франшиза приемлемой формой бизнеса в данном случае?

(2) Что предлагает владелец франшизы?

(а) Общие сведения

(b) Раскрытие важной информации

  1. Вид информации, необходимой пользователю франшизы
  2. Форма и время предоставления информации владельцем франшизы
  3. Последствия нераскрытия информации

(3) Перспективен ли договор в целом?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры структур франшизы

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Обзор прав интеллектуальной собственности, обычно включаемых в договор на франшизу

АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

1. ВВЕДЕНИЕ

А. Краткое пояснение франшизы

1. Хотя термин “франшиза” для большинства потребителей неизвестен, с ее результатами знакомы многие. Наиболее яркий пример франшизы — эксплуатация ресторанов быстрого обслуживания McDONALD'S, гостиниц HOLIDAY INN или магазинов розничной торговли косметикой YVES ROCHER и т.п. Однако франшиза может предоставляться и многим другим предприятиям и службам, например, проката вечерних туалетов, техобслуживания автомобилей, подготовки налоговых деклараций при обложении доходов, ухода за газонами, попечительским дневным школам и стоматологическим кабинетам. Короче говоря, она может распространяться на любую хозяйственную деятельность, для которой разработаны способы производства, переработки и продажи товаров или оказания услуг. Именно такая система и является объектом франшизы.

2. В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой по сравнению с пятидесятыми годами значительно увеличилась продажа товаров и услуг на условиях франшизы, т.е. привилегий и льгот. В США франшиза предоставлена фактически более одной трети всей розничной торговли в долларовом исчислении. В Австралии свыше 90% общей торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляется на условиях франшизы. Имеются официальные сообщения о том, что франшиза используется уже более чем в 70-ти странах мира.

3. Такое быстрое распространение и успех франшизы объясняется рядом факторов, главным из которых является, по-видимому, то, что она сочетает в себе глубокие знания и прочное положение отдельного экономического субъекта — владельца франшизы с предпринимательским духом бизнесмена — пользователя франшизы и увеличивает количество пользователей франшизы в соответствии с условиями рынка. Благодаря этому имеется возможность создавать и развивать большую и стабильную организацию, стимулируемую или фактически управляемую общим характером малого бизнеса.

4. С правовой точки зрения франшиза регулируется договорным правом, поэтому для ее функционирования и развития не нужны ни особые законы, ни специальные регулирующие структуры. В связи с этим с самого начала следует подчеркнуть, что для процветания франшизы в условиях любой экономики не было и нет необходимости в разработке каких-либо специальных правовых норм. Некоторые государства все же принимают законы, регламентирующие условия франшизы. Однако чрезмерное регулирование может отрицательно повлиять на инвестирование в эту область.

5. Независимо от того, приняты или не приняты правительством законы регулирования, наилучший способ защиты от возможных злоупотреблений основан на знании и понимании потенциальными пользователями франшизы и их компетентными советниками условий предоставления франшизы и ее функционирования. Следовательно, задача настоящего Руководства — дать краткий обзор структуры и сущности договоров на условиях франшизы, а точнее помочь будущим пользователям франшизы понять правила и условия предоставления франшизы с целью более надежной защиты их интересов, тем самым содействуя выполнению ею положительной роли в экономике.

6. Предоставление франшизы — сложный процесс, поэтому, прежде чем заключить договор на франшизу, необходимо получить компетентный совет профессионалов с большим практическим опытом в бизнесе, хорошо знакомых с финансовыми и юридическими аспектами франшизы. Данное Руководство не следует рассматривать как заменяющее такой совет.

В. Примерный договор на франшизу

7. Для большей наглядности при обсуждении вопроса о предоставлении франшизы в качестве примера используется условная франшиза. Примером такой франшизы могут быть привилегии, предоставленные ресторану, торгующему продуктами итальянской кухни и работающему под именем VESPUCCI, хотя VESPUCCI — это знак (как товаров, так и услуг) и наименование фирмы, от лица которой пользователи франшизы пользуются правом эксплуатации ресторанов. Корпорацией, предлагающей франшизу, т.е. владельцем франшизы, является Vespucci, Inc.

8. Корпорация Vespucci, Inc. разработала систему приготовления и продажи своих пищевых продуктов, которые реализуются в большом количестве и в определенном виде. Система включает различные факторы, обуславливающие успех ресторанов VESPUCCI, в том числе: рецепты и способы приготовления высококачественных пищевых продуктов, выгодное местоположение ресторана, дизайн униформы служащих, дизайн помещений и рекламных витражей, надежные источники поставок, дизайн упаковки, состав ингредиентов, используемых для приготовления пищи, системы управления и расчетов.

9. Корпорация Vespucci, Inc. разрабатывала данную систему на протяжении ряда лет. Разработка системы оказалась делом нелегким: только после многих неудачных экспериментов удалось наконец создать систему, которую корпорация готова была предоставить пользователям франшизы.

10. Корпорация Vespucci, Inc. передает знания пользователям франшизы, содействуя им в развитии нового бизнеса. Таким образом, пользователь франшизы, открывающий ресторан под именем VESPUCCI, приобретает опыт этой корпорации. Даже если у местного пользователя франшизы и нет предшествующего опыта работы в ресторанном деле, используя систему корпорации Vespucci, Inc., он имеет шанс на успех. Без руководства владельца франшизы владелец местного ресторана может допустить серьезные ошибки, которые могут привести бизнес к провалу. Более того, корпорация Vespucci, Inc. оставляет за собой право осуществлять надзор и контролировать эксплуатацию ресторана VESPUCCI местным пользователем франшизы. Сохраняя за собой это право, корпорация Vespucci, Inc. может быть уверена в надлежащем управлении локальным рестораном VESPUCCI, благодаря чему поддерживается престиж знака и фирменного наименования VESPUCCI, не снижается стоимость отдельного ресторана и, фактически, всей системы, по которой работают рестораны VESPUCCI.

11. Корпорация Vespucci, Inc. учит местного пользователя франшизы эксплуатировать ресторан и имеет при этом финансовую выгоду, которая поступает корпорации в виде платежей местного пользователя франшизы. Такой платеж может быть в форме аванса, или предварительного комиссионного сбора, или долговременной выплаты, основанной, например, на проценте от всех продаж пользователя франшизы. Возможна и оплата в натуре. Кроме того, в зависимости от характера договора франшизы пользователь франшизы может вносить ряд других взносов, в частности, за специальные кулинарные рецепты, аренду оборудования (печи, машины для резки и т.п.), покупку потребительских товаров и различных изделий, необходимых для дела.

 


Полностью данный текст будет доступен после сделанного вами
запроса
.

Copyright Alexander Osokin © 2000

Hosted by uCoz